Базовые подходы к преподаванию и понятийный аппарат статистики
О ПРОГРАММЕ
Программа поможет разобраться в статистической терминологии и логике решения статистических задач.
Классические методы, успешно используемые для обучения математике, не всегда эффективные для преподавания статистики. Дети, привыкшие к жестким правилам математической логики, аксиомам, теоремам и детерминированным ответам на абстрактные задачи, с трудом усваивают вероятностные алгоритмы и множественные результаты, особенно если речь идет о реальных ситуациях. Проблема решается путем использования для преподавания статистики специальных методик, доказавших свою эффективность в российской и международной практике. Эти методики довольно специфичны, они нацелены на формирование у детей основ статистического мышления и основаны на оригинальном понятийном аппарате. Вы разберетесь в статистических терминах, изучите логику решения статистических задач, ознакомитесь с выработанными в современной международной и отечественной практике подходами к преподаванию статистики.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: изучение базового понятийного аппарата, необходимого для преподавания статистики в школе, а также алгоритмов, используемых при решении статистических задач.
СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ:
(1) входное тестирование, для создания индивидуальной траектории обучения для каждого слушателя;
(2) восемь учебных тем, каждая из которых включает необходимые текстовые и видео материалы, сопровождаемые тестами для текущей самопроверки;
(3) практические задания по каждой теме, включая работу со школьниками в классе;
(4) итоговая проектная работа с спользованием данных Школьного статистического рортала НИУ ВШЭ. Проект в дальнейшем может быть использован в учебном процессе
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Образовательная программа предназначена для учителей, преподающих курс «Вероятность и статистика» в 7 – 11 классах и преподавателей статистики среднего профессионального образования
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу обучения слушатели смогут:
а) знать и правильно интерпретировать базовые концепции статистики, понятийные аппарат, иметь представление о статистическом мышлении;
б) правильно позиционировать статистику, как науку и как область профессиональной деятельности, понимать логику статистического процесса и применения его для решения специфических статистических задач;
в) формулировать статистическую проблему, гипотезы, находить пути их решения и интерпретации полученных результатов;
г) строить статистические показатели, формировать системы статистических показателей, необходимые для решения конкретных задач;
д) разрабатывать тематику статистических проектов, предназначенных для развития статистического мышления у школьников.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
По результатам защиты проектной работы
ПРОГРАММА
На занятиях будут рассмотрены следующие вопросы:
1. История преподавания статистики в школе в России и за рубежом. Изменение в подходах к преподаванию статистики, обусловленные технологическими изменениями в информационно-коммуникационных технологиях и революцией данных.
2. Требования к результатам изучения предмета «Вероятность и статистика» в ФГОС СОО. Статистическое мышление. Статистика и математика. Эмпирические и теоретические результаты. Подход к преподаванию статистики «от данных».
3. Статистика в реальной жизни. Статистическая наука и статистическая деятельность.
4. Важнейшие статистические концепции: вероятность и случайность. Аксиомы Колмогорова. Статистические распределения. Закон больших чисел. Центральная предельная теорема.
5. Статистическая терминология: единица наблюдения, признаки и показатели, статистическая однородность, статистическая совокупность, факторные и результирующие признаки.
6. Показатели статистической совокупности (описательная статистика): показатели центра распределения, показатели рассеивания, характеристики распределения. Показатели структуры. Показатели динамики.
7. Показатели взаимосвязи. Доказательства наличия взаимосвязи. Статистические гипотезы и их доказательство, соотношение между факторами, влияющими на результативный признак.
8. Общий алгоритм решения статистических задач. Методы проведения расчетов и представления результатов.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ НАБОРОВ
-
Поток 1
завершение регистрации 15 октября
обучение с 20.10.2025-23.11.2025
-
Поток 2
завершение регистрации 29 октября
обучение с 3.11.2025-7.12.2025
-
Поток 3
завершение регистрации 13 ноября
обучение с 17.11.2025-21.12.2025