Базовые подходы к преподаванию и понятийный аппарат статистики

О ПРОГРАММЕ

Программа поможет разобраться в статистической терминологии и логике решения статистических задач.

Классические методы, успешно используемые для обучения математике, не всегда эффективные для преподавания статистики. Дети, привыкшие к жестким правилам математической логики, аксиомам, теоремам и детерминированным ответам на абстрактные задачи, с трудом усваивают вероятностные алгоритмы и множественные результаты, особенно если речь идет о реальных ситуациях. Проблема решается путем использования для преподавания статистики специальных методик, доказавших свою эффективность в российской и международной практике. Эти методики довольно специфичны, они нацелены на формирование у детей основ статистического мышления и основаны на оригинальном понятийном аппарате. Вы разберетесь в статистических терминах, изучите логику решения статистических задач, ознакомитесь с выработанными в современной международной и отечественной практике подходами к преподаванию статистики.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: изучение базового понятийного аппарата, необходимого для преподавания статистики в школе, а также алгоритмов, используемых при решении статистических задач.

СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ:

(1)   входное тестирование, для создания индивидуальной траектории обучения для каждого слушателя;

(2)   восемь учебных тем, каждая из которых включает необходимые текстовые и видео материалы, сопровождаемые тестами для текущей самопроверки;

(3)   практические задания по каждой теме, включая работу со школьниками в классе;

(4)   итоговая проектная работа с спользованием данных Школьного статистического рортала НИУ ВШЭ. Проект в дальнейшем может быть использован в учебном процессе

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ 

Образовательная программа предназначена для учителей, преподающих курс «Вероятность и статистика» в 7 – 11 классах и преподавателей статистики среднего профессионального образования

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу обучения слушатели смогут:

а) знать и правильно интерпретировать базовые концепции статистики, понятийные аппарат, иметь представление о статистическом мышлении;

б) правильно позиционировать статистику, как науку и как область профессиональной деятельности, понимать логику статистического процесса и применения его для решения специфических статистических задач;

в) формулировать статистическую проблему, гипотезы, находить пути их решения и интерпретации полученных результатов;

г) строить статистические показатели, формировать системы статистических показателей, необходимые для решения конкретных задач;

д) разрабатывать тематику статистических проектов, предназначенных для развития статистического мышления у школьников.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

По результатам защиты проектной работы

ПРОГРАММА

На занятиях будут рассмотрены следующие вопросы:

1. История преподавания статистики в школе в России и за рубежом. Изменение в подходах к преподаванию статистики, обусловленные технологическими изменениями в информационно-коммуникационных технологиях и революцией данных.

2. Требования к результатам изучения предмета «Вероятность и статистика» в ФГОС СОО.  Статистическое мышление. Статистика и математика. Эмпирические и теоретические результаты. Подход к преподаванию статистики «от данных».

3. Статистика в реальной жизни. Статистическая наука и статистическая деятельность.

4. Важнейшие статистические концепции: вероятность и случайность. Аксиомы Колмогорова. Статистические распределения. Закон больших чисел. Центральная предельная теорема.

5. Статистическая терминология: единица наблюдения, признаки и показатели, статистическая однородность, статистическая совокупность, факторные и результирующие признаки.

6. Показатели статистической совокупности (описательная статистика): показатели центра распределения, показатели рассеивания, характеристики распределения. Показатели структуры. Показатели динамики.  

7. Показатели взаимосвязи. Доказательства наличия взаимосвязи. Статистические гипотезы и их доказательство, соотношение между факторами, влияющими на результативный признак.

8. Общий алгоритм решения статистических задач. Методы проведения расчетов и представления результатов.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ НАБОРОВ

  • Поток 1

    завершение регистрации 15 октября 

    обучение с 20.10.2025-23.11.2025

  • Поток 2

    завершение регистрации 29 октября

    обучение с 3.11.2025-7.12.2025

  • Поток 3

    завершение регистрации 13 ноября

    обучение с 17.11.2025-21.12.2025

Задать вопрос

Подать заявку на программу