Практикум преподавания курса "Вероятность и статистика" в 7-11 классах

О ПРОГРАММЕ
Программа формирует основы статистического мышления.

Миссия учителя общего образования состоит в формировании личности школьников, что включает умение принимать правильные решения в реальных жизненных ситуациях. Многие решения принимаются на основе анализа статистических данных. В процессе обучения вы познакомитесь с современными инновационными методами преподавания статистики в школе, основанными на лучшей мировой и отечественной педагогической практике. Вы получите не только необходимые теоретические знания, но и эффективный инструментарий. который поможет вам проводить уроки креативно и с максимальным эффектом.

Цель программы: формирование статистического мышления, освоение базового понятийного аппарата, алгоритмов решения статистических задач, а также основ работы со статистическими данными

Структурные блоки программы:

(1) входное тестирование для создания индивидуальной траектории обучения каждого слушателя;

(2) шестнадцать учебных тем, каждая из которых включает необходимые текстовые и видео материалы, сопровождаемые тестами для текуей самопроверки;

(3) практические задания по каждой теме, включая работу со школьниками в классе;

(4) итоговая проектная работа с использованием данных школьного статистического портала НИУ ВШЭ, которая в дальнейшем может быть использована в учебном процессе

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Образовательная программа предназначена: (1) для учителей, преподающих курс «Вероятность и статистика» в 7 – 11 классах и (2) преподавателей статистики среднего профессионального образования 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу обучения слушатели смогут:

а) знать и правильно интерпретировать базовые концепции статистики, понятийные аппарат, иметь представление о статистическом мышлении;

б) правильно позиционировать статистику, как науку и как область профессиональной деятельности, понимать логику статистического процесса и применения его для решения специфических статистических задач;

в) формулировать статистическую проблему, гипотезы, находить пути их решения и интерпретировать полученные результаты;

г) знать базовый алгоритм решения статистической задачи и уметь применять его на практике;

д) знать и правильно интепретировать базовые концепции, относящиеся к данным и их использованию для решения статистических задач и для принятия решений;

е) понимать технологию подготовки статистических данных, проведения измерений, первичной обработки данных с целью выявления и исправления ошибок и неточостей;

ж) формулировать статистические задачи на расчет показателей описательной статистики, а также выявлять простые закономерности на основе фактических данных;

з) уметь работать с простыми электронными таблицами и применять стандартное программное обеспечение для визуализации результатов.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 

По результатам защиты проекта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ 

1. История преподавания статистики в школе в России и за рубежом. Изменение в подходах к преподаванию статистики, обусловленные технологическими изменениями в информационно-коммуникационных технологиях и революцией данных.

2. Требования к результатам изучения предмета «Вероятность и статистика» в ФГОС СОО.  Статистическое мышление. Статистика и математика. Эмпирические и теоретические результаты. Подход к преподаванию статистики «от данных».

3. Статистика в реальной жизни. Статистическая наука и статистическая деятельность.

4. Важнейшие статистические концепции: вероятность и случайность. Аксиомы Колмогорова. Статистические распределения. Закон больших чисел. Центральная предельная теорема.

5. Статистическая терминология: единица наблюдения, признаки и показатели, статистическая однородность, статистическая совокупность, факторные и результирующие признаки.

6. Показатели статистической совокупности (описательная статистика): показатели центра распределения, показатели рассеивания характеристики распределения. Показатели структуры. Показатели динамики.

7. Показатели взаимосвязи. Доказательства наличия взаимосвязи. Статистические гипотезы и их доказательство, соотношение между факторами, влияющими на результативный признак.

8. Общий алгоритм решения статистических задач. Методы проведения расчетов и представления результатов.

9.Данные как отражение событий. Требования к статистическим данным. Виды статистических данных. Достоверность статистических данных.

10. Главные источники статистических данных. Сплошное и выборочное наблюдение, эксперимент. Организация выборочного наблюдения. Организация эксперимента. Использование административных и больших данных. Данные государственной статистики.

11. Специфические требования к данным, предназначенным для использования в школе.  Школьный статистический портал НИУ ВШЭ: его организация и принципы работы на портале.

12. Проект КТОМЫ: идея проекта, содержание опросника, измерения, распространение результатов.Качество данных массива "КТОМЫ". Логический контроль. Расчет показателей описательной статистики.

13. Решение задач на выявление статистических зависимостей с использованием массива данных "КТОМЫ".

14. Проектная деятельность на основе статистических данных. Примеры проектов.Статистическиешкольные конкурсы.

15. Использование официальных статистических данных в процессе обучения и воспитания. Граданская статистика.

16. Использование статистических данных для изучения естественных и общественных наукдля изучения естественных и общественных наук. Проектная деятельность на основе статистических данных. Примеры проектов. Статистические конкурсы и олимпиады.

Формат обучения: онлайн асинхронный

Общая трудомкость: 72 ак. часа

Стоимость: 12 000 рублей

 

ГРАФИК НАБОРОВ НА ОБУЧЕНИЕ

  • Поток 1

    подача заявок до 15 октября

    обучение с 20.10.2025 - 17.02.2026

  • Поток 2

    подача заявок до 13 ноября

    обучение с 17.11.2025 - 17.03.2026

  • Поток 3

    подача заявок до 11 декабря

    обучение с 15.12.2025 - 21.04.2026

Задать вопрос по программе

Подать заявку на программу