Практикум преподавания курса "Вероятность и статистика" в 7-11 классах
О ПРОГРАММЕ
Программа формирует основы статистического мышления.
Миссия учителя общего образования состоит в формировании личности школьников, что включает умение принимать правильные решения в реальных жизненных ситуациях. Многие решения принимаются на основе анализа статистических данных. В процессе обучения вы познакомитесь с современными инновационными методами преподавания статистики в школе, основанными на лучшей мировой и отечественной педагогической практике. Вы получите не только необходимые теоретические знания, но и эффективный инструментарий. который поможет вам проводить уроки креативно и с максимальным эффектом.
Цель программы: формирование статистического мышления, освоение базового понятийного аппарата, алгоритмов решения статистических задач, а также основ работы со статистическими данными
Структурные блоки программы:
(1) входное тестирование для создания индивидуальной траектории обучения каждого слушателя;
(2) шестнадцать учебных тем, каждая из которых включает необходимые текстовые и видео материалы, сопровождаемые тестами для текуей самопроверки;
(3) практические задания по каждой теме, включая работу со школьниками в классе;
(4) итоговая проектная работа с использованием данных школьного статистического портала НИУ ВШЭ, которая в дальнейшем может быть использована в учебном процессе
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Образовательная программа предназначена: (1) для учителей, преподающих курс «Вероятность и статистика» в 7 – 11 классах и (2) преподавателей статистики среднего профессионального образования
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу обучения слушатели смогут:
а) знать и правильно интерпретировать базовые концепции статистики, понятийные аппарат, иметь представление о статистическом мышлении;
б) правильно позиционировать статистику, как науку и как область профессиональной деятельности, понимать логику статистического процесса и применения его для решения специфических статистических задач;
в) формулировать статистическую проблему, гипотезы, находить пути их решения и интерпретировать полученные результаты;
г) знать базовый алгоритм решения статистической задачи и уметь применять его на практике;
д) знать и правильно интепретировать базовые концепции, относящиеся к данным и их использованию для решения статистических задач и для принятия решений;
е) понимать технологию подготовки статистических данных, проведения измерений, первичной обработки данных с целью выявления и исправления ошибок и неточостей;
ж) формулировать статистические задачи на расчет показателей описательной статистики, а также выявлять простые закономерности на основе фактических данных;
з) уметь работать с простыми электронными таблицами и применять стандартное программное обеспечение для визуализации результатов.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
По результатам защиты проекта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
1. История преподавания статистики в школе в России и за рубежом. Изменение в подходах к преподаванию статистики, обусловленные технологическими изменениями в информационно-коммуникационных технологиях и революцией данных.
2. Требования к результатам изучения предмета «Вероятность и статистика» в ФГОС СОО. Статистическое мышление. Статистика и математика. Эмпирические и теоретические результаты. Подход к преподаванию статистики «от данных».
3. Статистика в реальной жизни. Статистическая наука и статистическая деятельность.
4. Важнейшие статистические концепции: вероятность и случайность. Аксиомы Колмогорова. Статистические распределения. Закон больших чисел. Центральная предельная теорема.
5. Статистическая терминология: единица наблюдения, признаки и показатели, статистическая однородность, статистическая совокупность, факторные и результирующие признаки.
6. Показатели статистической совокупности (описательная статистика): показатели центра распределения, показатели рассеивания характеристики распределения. Показатели структуры. Показатели динамики.
7. Показатели взаимосвязи. Доказательства наличия взаимосвязи. Статистические гипотезы и их доказательство, соотношение между факторами, влияющими на результативный признак.
8. Общий алгоритм решения статистических задач. Методы проведения расчетов и представления результатов.
9.Данные как отражение событий. Требования к статистическим данным. Виды статистических данных. Достоверность статистических данных.
10. Главные источники статистических данных. Сплошное и выборочное наблюдение, эксперимент. Организация выборочного наблюдения. Организация эксперимента. Использование административных и больших данных. Данные государственной статистики.
11. Специфические требования к данным, предназначенным для использования в школе. Школьный статистический портал НИУ ВШЭ: его организация и принципы работы на портале.
12. Проект КТОМЫ: идея проекта, содержание опросника, измерения, распространение результатов.Качество данных массива "КТОМЫ". Логический контроль. Расчет показателей описательной статистики.
13. Решение задач на выявление статистических зависимостей с использованием массива данных "КТОМЫ".
14. Проектная деятельность на основе статистических данных. Примеры проектов.Статистическиешкольные конкурсы.
15. Использование официальных статистических данных в процессе обучения и воспитания. Граданская статистика.
16. Использование статистических данных для изучения естественных и общественных наукдля изучения естественных и общественных наук. Проектная деятельность на основе статистических данных. Примеры проектов. Статистические конкурсы и олимпиады.
Формат обучения: онлайн асинхронный
Общая трудомкость: 72 ак. часа
Стоимость: 12 000 рублей
ГРАФИК НАБОРОВ НА ОБУЧЕНИЕ
-
Поток 1
подача заявок до 15 октября
обучение с 20.10.2025 - 17.02.2026
-
Поток 2
подача заявок до 13 ноября
обучение с 17.11.2025 - 17.03.2026
-
Поток 3
подача заявок до 11 декабря
обучение с 15.12.2025 - 21.04.2026