Прямая трансляция мероприятия начнется 21 апреля 2025 в 10:00 МСК
Постановка проблемы
В 2022 году в ФГОС СОО были внесены изменения, в соответствии с которым курс «Вероятность и статистика» стал обязательным курсом школьной программы и должен преподаваться с 7 по 11 класс не менее одного часа в неделю.
Предметные результаты, которые должны быть достигнуты школьниками в результате изучения данного курса, в ФГОС СОО указаны как умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные.
Введение нового учебного курса является реакцией на продолжающуюся революцию данных и обусловлено необходимостью лучше подготовить выпускников российских школ к конкуренции в мире, где данные становятся все более важным фактором развития, все сильнее влияют на повседневную жизнь, являются основой для принятия управленческих решений.
Такая постановка проблемы является новой и ее решение не может быть достигнуто за счет применения традиционных для математического обучения методов. Необходима разработка, апробация и внедрение специфических методов обучения статистике в школе и, в более общем плане, создание системы непрерывного статистического образования.
Присоединиться к обсуждению и высказать свое мнение
Регламент работы
-
9:30 - 10:00
Регистрация участников
-
10:00 - 12:00
Сессия 1.
Подходы к преподаванию курса Вероятность и статистика: основное выступление
-
12:00 - 12:30
Перерыв
-
12:30 - 13:30
Сессия 1 - продолжение
Дискуссия по представленному материалу
-
13:30 - 14:30
Перерыв на обед
-
14:30 - 15:15
Сессия 2.
Как надо готовить учителей статистики?
-
15:15 - 15:30
Перерыв
-
15:30 - 17:00
Сессия 3.
Статистика в школе и вузе. Как они сочетаются между собой
-
17:00 - 17:30
Подведение итогов работы экспертного стола
-
17:30 - 18:30
Завершение работы экспертного стола, кофе-брейк
Сессия 1. Подходы к преподаванию курса Вероятность и статистика
На сессии рассматриваются основные положения концепции преподавания статистики с учетом традиций российского образования, современного мирового опыта и экспериментальных наработок, полученных в результате работы НИУ ВШЭ и РАС. Особо отмечена необходимость формирования у учащихся основ статистического мышления, понимания специфического понятийного аппарата, связанного со статистикой, а также использования в учебном процессе реальных статистических данных, интересных и понимаемых учащимися.
Центральным моментом сессии являются итоги уникального эксперимента, проведенного добровольцами-учителями под руководством исследователей НИУ ВШЭ по формированию школьного статистического портала «КТОМЫ». По итогам эксперимента предлагается создать Всероссийский школьный статистический портал, который мог бы использоваться всеми учителям как рабочий инструмент для преподавания статистики.
На сессии будет объявлено о начале регистрации на программу повышения квалификации по статистике для учителей Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ.
Наша команда
Пономаренко Алексей Николаевич
директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ

Власова Мария Юрьевна
заместитель директора, преподаватель курса "Вероятность и статистика" МБОУ г. Иркутска лицей 3

Воробейчикова Елена Сергеевна
учитель математики Гимназии №9 г. Мурманска

Лавренчук Елена Сергеевна
учитель математики МБОУ "Гимназия им. А.П. Чехова" г. Зверево

Листопадова Евгения Васильевна
учитель математики и информатики МБОУ Лицей № 82, р.п. Каменоломни Ростовской области

Комаров Роман Александрович
учитель математики и информатики МБОУ "Енисейская СОШ" с. Енисейское Бийского района Алтайского края

Микова Ольга Валерьевна
учитель математики Гимназии №2 г. Мурманска

Полежаева Тамара Ивановна
учитель математики, Вероятность и статистика, геометрии, физики МБОУ Грузенская СОШ Красноярский край

Удот Алексей Алексеевич
учитель математики Гимназии №10 г. Шахты Ростовской области

Фомина Светлана Валерьевна
учитель математики ГБОУ "Лицей № 2 г.о. Макеевка" Донецкая Народна Республика
Эксперты:
Анищенков Сергей Сергеевич
директор МБОУ СОШ № 73, Ростовская область
Снегурова Виктория Игоревна
ведущий научный сотрудник Центра математического и естественно-научного общего образования Института содержания и методов обучения, Москва
Инишева Наталья Владимировна
доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета, Москва
Шаронова Ольга Владимировна
доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московского педагогического университета, Москва
Корзун Татьяна Владимировна
методист Центр естественно-научного и математического образования Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, Республика Крым
Сессия 2. Как надо готовить учителей статистики?
Есть ли необходимость вносить изменения в программу подготовки учителей математики в связи с введением статистики в качестве обязательного предмета в школьную программу? Если такая необходимость есть, то что это должны быть за изменения? Нужно ли использовать статистические инструменты при преподавании других школьных предметов? Как статистика может использоваться во внеурочной и в проектной деятельности?
Участники экспертного стола будут обсуждать эти и другие вопросы, связанные с особенностями подготовки учителей к преподаванию статистики в школе.
Эксперты:
Конюховский Павел Владимирович
профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Борисенко Оксана Викторовна
заведующий кафедрой математики и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул
Участники дискуссии:
Халадов Хож-Ахмед Султанович
проректор Государственного университета просвещения, Москва
Реньш Марина Александровна
начальник управления контроля качества и программных проектов Государственного университета просвещения, Москва
Романов Юрий Викторович
заведующий кафедрой теории и методики математического образования ЮФУ, Ростов-на-Дону
Кутявина Любовь Леонидовна
доцент кафедры математики и информатики Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко, г. Глазов Удмуртской Республики
Леонтьева Наталия Владимировна
доцент кафедры математики и информатики Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко, г. Глазов Удмуртской Республики
Столярова Ирина Викторовна
заведующий кафедрой высшей математики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
Сессия 3. Статистика в школе и вузе. Как они сочетаются между собой
Вертикаль непрерывного статистического образования предполагает, что все ее части связаны между собой. У ВУЗов, реализующих программы по статистике или другим дисциплинам, в состав которых входит статистика, есть свое видение того, какими компетенциями должны обладать абитуриенты, поступающие на эти программы. С другой стороны, школьные учителя, преподающие статистику, могут и должны давать своим ученикам основы профориентации, связанной со статистикой, а для этого они должны знать, где преподают соответствующие программы, в чем их особенность, каковы перспективы у выпускников. В дискуссии примут участие представители ВУЗов различных направлений, имеющих образовательные программы, связанные со статистикой (классическая статистика, экономика, медицина и др.).
Вопросы для дискуссии:
- Согласованность ФГОС СОО и ФГОС ВО Статистика (01.03.05)
- Уровень подготовки абитуриентов, поступающих на программы по статистике: ожидания и реальность
- Вступительные испытания при приёме на обучение по образовательным программам по направлению Статистика
Эксперты:
Бахитова Раиля Хурматовна
заведующий кафедрой статистики и бизнес-информатики Уфимского университета науки и технологий, Уфа
Лакман Ирина Александровна
доцент кафедры биомедицинской инженерии Уфимского университета науки и технологий, Уфа
Участники дискуссии:
Схведиани Анги Ерастиевич
руководитель образовательных программ Анализ данных в экономике (01.03.05) и Моделирование и анализ больших данных в экономике (01.04.05) Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, Санкт-Петербург
Афанасьев Владимир Николаевич
заведующий кафедрой статистики и эконометрики Оренбургского государственного университета, руководитель программы Статистика и управление данными (01.03.05), Оренбург
Сиротин Вячеслав Павлович
академический руководитель образовательной программы Экономика и статистика НИУ ВШЭ, Москва
Ниворожкина Людмила Ивановна
заведующий кафедрой Статистики, эконометрики и оценки рисков РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону
Толмачев Михаил Николаевич
заведующий кафедрой бизнес-аналитики Финансового университета, Москва
Шайлиева Марина Магометовна
декан факультета экономики и управления имени академика М.И.Агошкова Российского государственного геологоразведочного университета, Москва
Владыкина Ирина Владимировна
доцент РХТУ им. Д.И. Менделеева, Москва
Унгуряну Татьяна Николаевна
и.о. проректора по научно-инновационной работе Северного государственного медицинского университета, Архангельск
Девяткова Галина Ивановна
профессор каф. Общественного здоровья и здравоохранения с курсом информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО ПГМУ, Пермь
Ульянова Светлана Михайловна
старший медицинский статистик СПб ГБУЗ "Николаевская больница", Петергоф
Контакты координатора
Пономаренко Елена Николаевна, зав. учебным центром МИСО НИУ ВШЭ
eponomarenko@hse.ru
Мероприятия прошлых лет по школьной статистике
