Проведены мастер-классы для учителей по теме “Преподавание дисциплины «Вероятность и статистика» в основной школе”
Директор МИСО проф. А.Н. Пономаренко провел серию мастер-классов для учителей по теме "Преподавание курса «Вероятность и статистика» в средней школе". Необходимость проведения мастер-классов обусловлена введением с 2022/23 уч. года, курса «Вероятность и статистика» в качестве обязательного предмета в школах Российской Федерации. Начало преподавания курса «Вероятность и статистика» в средних школах является важнейшим событием, которое поднимает уровень статистической грамотности в России на новый уровень и, несомненно, приведет к повышению общего уровня статистического образования и статистической науки в стране. Однако, введение нового курса на практике идет непросто, поскольку опыт преподавания пока не наработан, методики не подготовлены и учителя, в связи с этим, сталкиваются с многочисленными проблемами.
Мастер-классы для учителей «Преподавание дисциплины «Вероятность и статистика» были в инициативном порядке подготовлены МИСО НИУ ВШЭ и проведены при организационной поддержке Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) и ГБУДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского». Изначально предполагалось провести единственный мастер-класс для учителей Санкт-Петербурга в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Измерение и анализ благосостояния» проводимой СПбГЭУ. Однако, востребованность мероприятия оказалась слишком высокой. Заявка на участие в данном мероприятии, подготовленная ГБУДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского», включала 196 учителей школ Санкт-Петербурга. Чтобы удовлетворить спрос, в рамках конференции было проведен не один, а два очных мастер-класса и, помимо этого, был проведен онлайн вебинар. Столь большой спрос со стороны учителей свидетельствуют об их высокой заинтересованности в решении методических и содержательных проблем нового курса.
В ходе мастер-класса обсуждались вопросы специфики преподавания статистики в школе, а также создания у школьников мотивации для изучения статистики. Учителям был предложен сценарий проведения со школьниками практического занятия по выявлению, с помощью статистического анализа, закономерностей в развитии модной одежды. Специально обсуждались вопросы использования статистических данных для патриотического воспитания школьников.
В ходе мастер-классов были проведены входное тестирование и последующее анкетирование участников. В результате удалось собрать информацию, которая убедительно показывает наличие у учителей определенных проблем с преподаванием статистики в школе, особенно в части доведения до школьников вероятностных методов и привития им основ статистического мышления и принятия решений на основе фактических данных. Очевидно, что эти проблемы не могут быть решены с помощью эпизодических мастер-классов.
В МИСО началась работа по подготовке программы ДПО для учителей средней школы по преподаванию статистики.