19 июня 2025 состоялась встреча с ректором Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» Александром Николаевичем Рудяковым
Темой встречи было преподавание статистики в школе. Несмотря на то, что курс Вероятность и статистика преподается в 7-11 классах уже второй год, подход к преподаванию предмета полностью не сформирован.
В обновленном ФГОС СОО и ФРП сформулированы результаты освоения обучающимися основ математики, причем многие из этих результатов имеют непосредственное отношение к курсу «Вероятность и статистика». В частности, к таким результатам относятся: личностные результаты (патриотическое и гражданское воспитание, ценности научного познания и др.), метапредметные результаты (работа с информацией, базовые исследовательские действия, такие как умение провести несложный эксперимент и небольшое исследование, выявить взаимосвязь объектов между собой и др.), а также предметные результаты, относящиеся к статистике.
На практике достичь перечисленные результаты сложно, поскольку методика преподавания математики не является эффективной в преподавании статистики в школе. Школьникам зачастую сложно понять основы статистики, поскольку они привыкли на уроках математики к дедуктивному, строго детерминированному подходу освоения учебного материала.
В статистике требуется иной подход. Необходимо прежде всего развивать у школьников статистическое мышление, а обучение строить не от изучения формул, а от работы с данными. Алгоритм решения статистических задач включает подбор необходимых показателей, получение исходных данных, формулировку гипотезы и, на заключительном этапе, применение математического аппарата для проверки этой гипотезы. При этом выводы, которые должны научиться делать школьники, не всегда однозначны и зависят от контента.
Такой подход не является легким, но лучший мировой и российский опыт подтверждает, что заинтересовать школьников статистикой можно только при использовании для обучения актуальных статистических данных, которые были бы понятны и интересны подросткам. Необходимо научить школьников использовать статистику для принятия решений. Важно также формировать у них гражданственность через знакомство с фактическими заслуживающими доверия статистическими данными. Именно этот подход лежит в основе всех образовательных программ МИСО для учителей математики.
После обмена мнениями Александр Николаевич поддержал предлагаемую методику преподавания статистики. Иметь в единомышленниках такого видного педагога и государственного деятеля большая честь для МИСО. Предстоящее сотрудничество в новом учебном году МИСО и Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования является очень важным этапом внедрения предлагаемой методики в современную российскую школу.
Во встрече приняла участие проректор НИУ ВШЭ Татьяна Викторовна Васильева, которая также отметила заслуги Александра Николаевича в качестве члена Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации и подчеркнула заинтересованность в сотрудничестве НИУ ВШЭ и ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования».