• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработанные учебные программы

"Управление статистической системой"

Курс построен на основании Руководства ООН по организации статистической деятельности (третье издание, 2003 год). К сожалению, это Руководство пока не переведено на русский язык.

Учебный курс «Управление статистической системой» состоит из следующих тем:

  • Институциональная структура статистики;
  • Национальная статистическая система;
  • Национальный статистический орган;
  • Планирование и программирование статистического процесса;
  • Управление ресурсами;
  • Управление статистическим процессом;
  • Управление качеством;
  • Управление IT ресурсами;
  • Распространение статистических данных;
  • Работа с пользователями.

Курс построен с использованием элементов технологий дистантного обучения. Обучение начинается с рассылки учебных материалов.

Высылается два типа материалов.

Во-первых, это программа курса, включенная в брошюру.

Программа содержит подробный перечень всех вопросов, которые рассматриваются в данном курсе. Кроме того, для каждой темы предусмотрены упражнения, которые мы просим обучающихся выполнить.

На семинаре обсуждаются результаты самостоятельной работы.

Во-вторых, презентации по каждой из тем рассылаются для лучшего понимания материала, который предстоит изучить. Для каждой темы предусмотрено по две презентации.

 


"Организация выборочных обследований"

Цель этого курса состоит в ознакомлении специалистов органов официальной статистики с основами теории и практики выборочных обследований. Мы рассмотрим основные понятия, терминологию и практические подходы, используемые для организации выборочных исследований, такие как целевая генеральная совокупность, основа выборки, план отбора выборки, процедуры формирования вероятностной выборки и анализа выборочных данных с учетом использованного плана. Данный материал имеет практическую направленность и в целом является ознакомительным. Это означает, что хотя и будут рассмотрены важные термины и концепции из предметной области, тем не менее, математическая теория сложной выборки и соответствующие доказательства здесь не приводятся. Однако будут рассмотрены примеры решения задач.

Разработка плана выборки, отбор выборки и анализ собранных данных составляют важные этапы проекта проведения обследования в целом, но не только эти этапы. Такие вопросы, как определение системы показателей обследования (состава сводных итогов), программы наблюдения и формулировка вопросов анкеты, предварительное их тестирование тоже важны и являются неотъемлемой частью методологии и процесса проведения обследований. Однако здесь они не охвачены. Так что в данном материале детально рассматриваются этапы процесса проведения обследований непосредственно связанные с выборочной технологией.

Далее будут рассмотрены некоторые концепции и принципы планирования обследования, включая создание плана выборки и затем собственно отбора выборки. После сбора данных для проведения анализа необходимо применять план анализа. В примерах решения задач будут продемонстрированы методы анализа, которые обеспечат получение оценок параметров генеральной совокупности, в том числе частот, средних и других итоговых статистик вместе с ассоциированными стандартными ошибками и статистическими тестами, учитывающими план отбора.

 


"Гендерная статистика"

Гендерная статистика представляет собой направление, связанное со всеми другими традиционными областями статистики, и включает определение, производство и распространение статистических данных о положении мужчин и женщин в обществе, а также вопросы политики, касающиеся гендерного равенства. Такая информация очень важна при разработке политики, направленной на решение гендерных проблем и достижение гендерного равенства. Гендерная статистика также играет важную роль в улучшении всей статистической системы, обеспечивая более точное и подробное описание видов деятельности и характеристик населения.

В рамках курса «Гендерная статистика» слушатели узнают, что такое гендерная статистика, из каких разделов она состоит и почему важно развивать гендерную статистику в стране; получат навыки и рекомендации о том, как производить данные по гендерной статистике; изучат сложности, которые возникают при сборе данных и способы их преодоления; поймут, как распространять информацию о гендерных различиях и как разработать и продвигать программы по гендерной статистике, как найти партнеров в этой деятельности.

Данный курс полезен и представителям тех стран, в которых уже существует гендерная статистика, поскольку он позволит повысить качество производства и распространения гендерной статистики.

В основу курса положено статистическое руководство, разработанное специалистами ЕЭК ООН, переведенное на русский язык: «Разработка гендерной статистики: практическое пособие» (2010). Непосредственное включение в курс лучших теоретических наработок и передовых практик, собранных международными организациями и национальными статистическими центрами, является гарантией самого высокого качества обучения.

Помимо статистического руководства (хрестоматии), учебно-методический комплекс курса «Гендерная статистика» содержит подробную программу, набор упражнений, а также набор презентаций по каждой теме курса. Заметки к слайдам презентаций содержат пояснения материала, представленного на слайдах. Учебно-методический комплекс курса содержит также программу итогового индивидуального/группового проекта и дополнительную библиографию.

Данный учебный курс рассчитан на 72 учебных часа. В комплекте документов имеется учебный план, который был построен, исходя из предположения, что курс заканчивается итоговым семинаром-тренингом продолжительностью 2 дня. Таким образом, на аудиторные занятия выделяется 16 учебных часов, исходя из расчета – 8 учебных часов в день, включая заключительное занятие, на котором слушатели должны представить свои презентации. Остальная нагрузка приходится на самостоятельную работу слушателей, во время которой они работают с учебными материалами (хрестоматия, библиография, набор упражнений, набор презентаций по каждой теме курса), которые заблаговременно, то есть не менее чем за три недели до итогового семинара-тренинга рассылаются слушателям по электронной почте.

Вместе с тем, соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой может меняться по решению руководства Статистического Комитета СНГ по согласованию с национальными статистическими службами. По мнению разработчиков курса, оптимальным для данного курса является соотношение 24 уч. часа аудиторной нагрузки/48 уч. часов самостоятельной работы слушателей, то есть итоговый семинар-тренинг должен длиться 4 дня. При этом соотношение часов между учебными темами должно сохраняться неизменным.

Курс может быть адаптирован к формату дистантного обучения.

 


"Расчёт индексов физического объёма промышленного производства"

Отслеживание тенденций экономического роста является ключевым моментом экономического анализа и лежит в основе разработок экономической политики. В данном контексте краткосрочные индикаторы играют важную роль, предоставляя необходимую для анализа, сопоставлений и принятия решений информацию. Исторически индекс промышленного производства является одним из наиболее известных и часто используемых индикаторов краткосрочной статистики. Индекс промышленного производства отражает изменение во времени объема произведенных товаров и услуг, главной его целью является измерение краткосрочных изменений добавленной стоимости.

Цель данного учебного курса состоит в ознакомлении специалистов-статистиков с международными рекомендациями ООН, 2010, относительно концепции получения индекса промышленного производства (ИПП), определения и классификации статистических единиц, источников и методов сбора данных для вычисления ИПП, непосредственно вычисления индекса и распространения данных. Первоначальной основой данного материала послужил обзор ООН Система индексов промышленного производства («Index Numbers of Industrial Production»).

Во вводной части курса дается обзор статистики промышленности. Следующая, вторая, часть посвящена международным рекомендациям по расчету индекса промышленного производства. Здесь в первом разделе рассмотрены фундаментальные понятия, лежащие в основе вычисления индекса: определение промышленного производства, измерение его объемов и представление этих измерений в виде индексов, обсуждаются области применения ИПП. Во втором разделе описываются международные стандарты классификации статистических единиц (ISIC, Rev.4, CPC, Ver.2), также даются рекомендации к классификации в случае возникновения аутсорсинга и обсуждаются бизнес-регистры. Третий раздел представляет собой обзор возможных подходов к вычислению ИПП, данных которые могут лежать в основе индекса. В четвертом разделе рассматриваются этапы вычисления индекса, обсуждается корректировка исходных данных, выбор типа используемого индекса, составление и обновление системы весов. В заключительном разделе описаны основные стандарты представления и распространения полученных индексов.

В третьей части курса рассматриваются вопросы, относящиеся к рекомендациям UNIDO по индексной системе измерения краткосрочных и среднесрочных тенденций в промышленности, кроме этого дается обзор публикаций UNIDO о текущих тенденциях мирового производства на основе данных национальных индексов производства. В четвертой заключительной части учебного курса изложены применяемые Росстатом основные принципы и алгоритмы расчета индекса производства по видам экономической деятельности.

 


"Стандарты ОЭСР по измерению информационного общества"

Программа краткосрочного повышения квалификации предназначена для работников статистических служб стран СНГ, ответственных за формирование статистики информационного общества.

Курс подготовлен на основе Руководства ОЭСР по измерению информационного общества (The OECD Guide to Measuring the Information Society) с целью ознакомления и возможной адаптации международных статистических стандартов в странах СНГ.

Руководство ОЭСР является одним из ключевых методологических материалов, выпускаемых международными организациями, базируется на согласованных решениях и представляет большой интерес, в том числе и для национальных статистических служб стран СНГ. Данный документ разработан с целью гармонизации статистики информационного общества и представляет собой сборник понятий, определений, классификаций и методов статистического измерения, анализа данных. Несмотря на то, что большинство методологических положений носят рекомендательный характер, они разработаны в интересах, как практиков, которые давно и успешно исследуют эти процессы, так и для тех, кто только начинает измерять сферу ИКТ. Применение единых подходов к организации статистики способствует ее гармонизации на международном уровне и проведению межстрановых сопоставлений.

Программа курса построена в соответствии с основными постулатами Руководства ОЭСР по измерению информационного общества 2011 года. При описании отдельных положений использовались предыдущие версии Руководства 2005, 2009 годов.

Учебный курс состоит из следующих тем:

  • Информационное общество в терминах статистики.
  • Определение ИКТ-продукции.
  • Статистическое измерение ИКТ-инфраструктуры.
  • Статистика сектора ИКТ.
  • Методология модельного обследования ОЭСР по использованию ИКТ в предпринимательском секторе.
  • Методология модельного обследования ОЭСР по использованию ИКТ в домашних хозяйствах и населением.
  • Подходы ОЭСР к измерению контент- и медиа-сектора.
  • Перспективы развития международной статистики информационного общества и отдельные положения (рекомендации) ОЭСР по измерению информационного общества для «развивающихся» стран.

Учебный курс предлагается реализовывать как самостоятельную работу слушателей на основе раздаточного материала (хрестоматии) с элементами дистанционного обучения, проведения рабочего семинара – тренинга (продолжительностью не менее 2-х рабочих дней) и круглого стола, в ходе которого слушатели сделают свои презентации, являющиеся также их итоговыми работами по курсу.

В качестве проверки слушателям необходимо ответить, во время самостоятельной подготовки, на контрольные вопросы и выполнить контрольные задания по каждой из тем. Ответы на контрольные вопросы и контрольные задания будут проверяться во время аудиторных занятий. Помимо того, слушателям необходимо подготовить Итоговую работу (Эссе) и презентацию для круглого стола о национальной статистике информационного общества. Положительная оценка за презентацию будет служить основанием для выдачи соответствующего сертификата.

 


"Индекс потребительских цен"

Курс построен на основе руководства по индексу потребительских цен ООН, МВФ, Всемирного банка, МОТ, Евростата и ОЭСР. Вместе с тем, курс содержит дополнительные материалы, необходимые в целях актуализации базового источника и его адаптации к условиям и проблемам стран СНГ.

В курсе рассматриваются прикладные аспекты построения экономических индексов. Даются основные определения, рассматриваются двухситуационные индексы, явные и неявные индексы, сцепленные индексы. Обсуждаются вопросы построения временных рядов экономических индексов, достоинства и недостатки открытых и закрытых систем индексов, обсуждаются ограничения, влияющие на практике на выбор индексной формулы.

Дается краткий экскурс в историю измерения инфляции, обсуждается опыт США, Великобритании, а также России первых десятилетий XX века в этой области. Обсуждается статистическое наследие, с которым страны СНГ вступили в полосу экономических реформ, и современный российский опыт построения индексов потребительских цен.

Обсуждаются проблемы измерения динамики стоимости жизни индексами потребительских цен. Дается обзор результатов работы Комиссии Боскина в США, рассматриваются источники смещений индексов потребительских цен. Обсуждаются результаты аналогичных исследований для российских индексов потребительских цен, в том числе и основанные на новом подходе, использующем закон Энгеля.

Рассматриваются особенности измерения инфляции в переходной экономике. Обсуждается влияние трансформационной специфики на методику построения ИПЦ и на результаты ее применения. Дается обзор перспективных направлений развития методов измерения динамики стоимости жизни. Обсуждаются индексы постоянного качества, индексы, ориентированные на учет сезонных товаров, индексы для аналитических целей, вопросы, связанные с построением и использованием дефляторов.

Рассматриваются такие вопросы, связанные с построением ИПЦ, как опубликование данных экономической статистики, требования к базам данных, роль официального сайта статистической службы.

Даются обширные рекомендации по литературе вопроса.

Учебный курс состоит из следующих тем:

  • Введение.
  • Экономические индексы.
  • Индексы потребительских цен.
  • Проблемы измерения динамики стоимости жизни индексами потребительских цен.
  • Особенности измерения инфляции в переходной экономике.
  • Перспективные направления.
  • Прочие вопросы, связанные с построением ИПЦ.

Учебный курс предлагается реализовывать как самостоятельную работу слушателей на основе раздаточного материала, включающего план курса, хрестоматию, набор дополнительных материалов в электронной форме, и проведения очного семинара – тренинга (продолжительностью 5 рабочих дней), мастер-класса с участием ведущих практиков и итогового собеседования. В качестве итогового контроля слушателям предлагается ответить на контрольные вопросы по курсу во время заключительного собеседования, ознакомившись, предварительно, с высланной хрестоматией и прослушав курс лекций.

 


"Система национальных счетов 2008"

Программа краткосрочного повышения квалификации предназначена для работников статистических служб стран СНГ, ответственных за построение таблиц «затраты–выпуск».

Курс подготовлен на основе обновленной версии Системы национальных счетов (СНС) 2008 года (The System of National Accounts, 2008), которая была разработана и опубликована под эгидой Организации Объединенных Наций, Комиссии Европейских сообществ, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка. Перевод СНС 2008 на русский язык осуществлен при участии специалистов Межгосударственного комитета Содружества Независимых Государств.

В курсе рассматривается содержание системы таблиц «затраты–выпуск», состоящей из таблиц ресурсов и комплекса таблиц использования товаров и услуг. Исследуется состав таблиц ресурсов, отражение в ней отечественного выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности и импорта товаров и услуг в основных ценах и ценах покупателей. Анализируется содержание таблицы использования товаров и услуг и преобразование таблицы в ценах покупателей в комплекс таблиц использования отечественных и импортных товаров в основных ценах, транспортных наценок, торговых наценок и чистых налогов на продукты.

Рассматриваются вопросы организации разработки системы базовых таблиц «затраты–выпуск», способов подготовки информационной базы для их составления. Представлены основные подходы к разработке системы таблиц «затраты–выпуск» для лет, следующих за годом, по данным за который составлена базовая система таблиц. Представлены методы построения симметричной таблицы «затраты–выпуск» и ее аналитические возможности.

Учебный курс состоит из следующих тем:

  • Общие методологические принципы построения системы таблиц «затраты - выпуск», состав системы таблиц.
  • Таблица ресурсов в системе таблиц «затраты - выпуск».
  • Таблица использования товаров и услуг в системе таблиц «затраты - выпуск», ее структурные составляющие.
  • Организация разработок системы таблиц «затраты - выпуск».
  • Симметричные таблицы «затраты - выпуск».

Учебный курс предлагается реализовывать как самостоятельную работу слушателей на основе раздаточного материала (хрестоматии) с элементами дистанционного обучения, проведения рабочего семинара – тренинга (продолжительностью не менее 2-х рабочих дней) и круглого стола, в ходе которого слушатели сделают свои презентации, являющиеся также их итоговыми работами по курсу.

В качестве проверки слушателям необходимо ответить, во время самостоятельной подготовки, на контрольные вопросы и выполнить контрольные задания по каждой из тем. Ответы на контрольные вопросы и контрольные задания будут проверяться во время аудиторных занятий. Помимо того, слушателям необходимо подготовить Итоговую работу (Эссе) и презентацию для круглого стола о национальной практике построения таблиц «затраты–выпуск». Положительная оценка за презентацию будет служить основанием для выдачи соответствующего сертификата.

 


"Социальная статистика. Международные статистические стандарты в области Целей развития тысячелетия"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные статистические стандарты в области ЦРТ» предназначен для ознакомления специалистов органов официальной статистики с системой показателей и методологией наблюдения за достижениями стран и регионов в области реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Обязательный минимум осваиваемых по дисциплине компетенций включает способность использовать в учётной и аналитической работе основные понятия, терминологию, системы показателей и практические подходы социальной статистики, рекомендуемые международными организациями для комплексной характеристики достижений, проблем и перспектив, определённых Дорожной картой, которая была разработана для реализации Декларации тысячелетия ООН. Предлагаемый учебно-методический комплекс ориентирован на практических работников статистической системы и увязан с международными стандартами организации системы мониторинга ЦРТ на основе системы количественных показателей, охватывающих все основные аспекты благосостояния человека в любом обществе (включая региональное развитие). Поэтому учебно-методические материалы включают описание наиболее важных учётных концепций и систем статистических показателей, а также примеры использования последних в качестве информационной основы для внесения изменений в стратегии устойчивого развития.

Цель дисциплины - дать слушателям представление о содержании социальной статистики как научной дисциплины и как области практической деятельности, позволяющей собирать и обрабатывать реальную информацию о выполнении восьми универсальных целей и ограниченных по срокам оперативных задач национального и глобального развития, познакомить с основными принципами разработки соответствующих систем статистических показателей, сформировать устойчивые навыки работы с международной системой официальных и альтернативных источников данных о выполнении ЦРТ, а также их первичной обработки.

Предлагаемый учебно-методический комплекс, во-первых, предоставляет материал для методической работы преподавателей и слушателей в процессе изучения международного и национального стандартов социальной статистики в области учета реализации ЦРТ, структуры системы статистической информации о ЦРТ в странах и регионах мира, её наиболее важных разделов и показателей, а также взаимосвязей между ними. Во-вторых, важную часть материалов составляет сборник практических ситуаций, содержащий комплект задач и case-study для организации семинаров по дисциплине. Решение предлагаемых в курсе задач и разбор ситуаций позволит слушателям уяснить сферу применения показателей ЦРТ специалистами, занимающимися анализом социально-экономических процессов.

Помимо формирования учётно-аналитических компетенций в области мониторинга ЦРТ, в процессе изучения дисциплины у слушателей должно быть сформировано адекватное представление об экономическом содержании и информационных возможностях системы показателей социальной и экономической статистики (включая макроэкономические агрегаты системы национальных счетов) как основы разработки экономически эффективных стратегий развития.

При разработке учебно-методического комплекса были использованы находящиеся в открытом доступе учебные материалы UNDP.

ГЛАВНАЯ

Обращение Председателя Статистичекого комитета стран СНГ В.Л. Соколина >>>

Благодарность Директора МИСО НИУ ВШЭ А.Н. Пономаренко >>>

О проекте >>>

Разработанные учебные программы >>>

Отзывы участников проекта >>>

Участники проекта >>>

Приглашенные специалисты >>>


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.