• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дополнительные профессиональные программы

О подходе к преподаванию статистики школьникам

Предлагаемая линейка дополнительных профессиональных программ для учителей по статистике ориентирована на достижение целей, поставленных в действующем Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (273 ФЗ от 29.12.2012 в ред. от 25.12.2023), который определяет, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося. Конкретно, обучение в школе должно быть направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Важнейшим элементом подготовки обучаемых к самостоятельной жизни является сформированная способность к принятию решений, которая в современном мире чаще всего бывает основана на критическом анализе данных, отражающих реальность, то есть сформированной у школьников способности к статистическому мышлению.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для среднего общего образования (ФГОС СОО), предметными результатами освоения курса статистики должно быть умение извлекать, интерпретировать информацию, отражающую свойства реальных процессов и явлений; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств. Важным требованием к прошедшим обучение является умение приводить примеры проявления закона больших чисел в природных и общественных явлениях, а также исследовать полученные результаты расчётов и оценивать их правдоподобность. Добиться этих результатов можно, только работая с реалистичными данными доступного контента для школьников различных возрастных групп. 

Привитие указанных навыков школьникам является главным содержанием предлагаемых образовательных программ. Программы основаны на утвержденных учебниках и учитывают отечественный и лучший мировой опыт преподавания статистики в школе. В частности, в программах учтены результаты апробации разработанной в НИУ ВШЭ инновационной интерактивной методики преподавания статистики с использованием школьного статистического портала «КТОМЫ», представляющего собой постоянно расширяющуюся базы данных, сформированную в результате опроса школьников различных возрастов по  понятной и интересной им тематике.

Реализованный в программах подход делает упор на обучение статистике по хорошо зарекомендовавшему себя в международной практике  принципу «от данных», а не «от формул», поскольку именно такой подход является наиболее эффективным для формирования у школьников жизненных навыков, повышающих их конкурентоспособность в эпоху «революции данных», массового использования искусственного интеллекта, других информационно-коммуникационных технологий.  

Использование принципа обучения «от данных», не исключает необходимости изучения школьниками базовых статистических понятий, а также основных положений математической статистики. Однако, предполагается, что большинство учителей имеют необходимую математическую подготовку и достаточно хорошо могут справиться с этой частью курса. Проблему на практике представляют вопросы, связанные со статистической, а не математической составляющей курса Вероятность и статистика.

    


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.